Духовно-нравственное воспитание

Беседы с детьми по нравственному воспитанию

                                      Беседа № 1 «О дружбе»
Цель: уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевой «Мой сын», В. Осеева «До первого дождя») и своих товарищей.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, вам уже много раз читали и рассказывали о хороших и дружных товарищах. Взрослые говорили вам о том, что нужно дружить друг с другом. Кого же мы называем хорошими друзьями? Почему именно их мы можем назвать хорошими друзьями? (Спросить несколько человек).
Ответы детей.
Воспитатель: Да, я тоже с вами согласна, что хорошие друзья помогают друг другу в трудную минуту, не обижают друг друга. Молодец, Ваня, он сказал, что еще хорошими друзьями можно назвать таких детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся, умеют уступать.
Я вам сейчас предлагаю внимательно послушать рассказ Е. Кошевого «Мой сын», который я прочитаю. После прослушивания вы мне скажите, как можно назвать детей, о которых рассказывает автор.
Воспитатель выразительно читает рассказ Е. Кошевого «Мой сын».

Вопросы для обсуждения после чтения:
1. Как можно назвать Олега и Гришу?
2. Почему их можно назвать хорошими друзьями?
3. Почему Олега можно назвать хорошим другом?
4. Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома?
В ходе беседы воспитатель помогает оценивать факты и поступки, высказывает к ним отношения.

Воспитатель: Молодцы! Прочитаем теперь еще рассказ «До первого дождя» В. Осеевой.
Воспитатель выразительно читает рассказ В. Осеевой «До первого дождя».
Воспитатель: Подумайте, можно ли девочек, о которых говорится в рассказе
назвать хорошими подружками?
Ответы детей.

Вопросы для обсуждения после прочтения произведения:
1. Почему воспитатель сказала: «Видно дружба ваша до первого дождя!»
2. Можно ли Машу назвать хорошей подругой?
3. Почему нельзя?
4. Как надо было поступить Маше?
Одобряя правильные ответы детей, воспитатель говорит о необходимости всегда выполнять правила поведения «другу всегда помогай, друга всегда выручай».
5. Почему надо заботиться о товарищах, помогать им?
Ответы детей. В конце ответов воспитатель должен подвести к выводу, что надо всегда быть добрым, заботливым, чутким, помогать товарищам, не ожидая просьбы о помощи, помогать так, чтобы никого
не обидеть. Ввести для себя правило «Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь!»
Воспитатель: Запомните это правило и выполняйте его всегда. Крепкую дружбу водой не разлить. А сейчас я предлагаю вам пойти и выполнять это правило в играх.
Игра «Ловишка, дай руку!»

                                                       Беседа № 2 «Дружба крепкая»
Цель: обобщить и закрепить представление о том, что друзья не оставляют товарища в беде, показать привлекательность дружеских отношений.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю послушать рассказ А. Митта «Шарик в окошке». А после прочтения поговорим о детях, о которых рассказал нам писатель.
Воспитатель выразительно читает рассказ А. Митта «Шарик в окошке».

Вопросы для обсуждения после прочтения произведения:
1. Что увидел Коля в окошке?
2. Откуда появился шарик?
3. Зачем ребята принесли шарик Коле?
4. Как можно назвать этих ребят?
5. Почему их можно назвать хорошими друзьями?
6. Приятно ли было Коле, что товарищи позаботились о нем?
7. Оставили ли они его в беде?
8. Расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях, помогаете им? Как вы относитесь к своим друзьям?
Оценить и обобщить ответы детей, отметить, что взрослые и дети любят хороших товарищей. Дружить очень приятно, когда люди дружат и помогают друг другу, им легче тогда работать и жить.
Умение дружить – хорошее качество. Поэтому люди называют словом «дружба» улицы, площади города, кинотеатры и так далее. О дружбе есть замечательная пословица: « Дружба дороже золота».

                                          Беседа № 3 «О чутком, доброжелательном

                                                    отношении к товарищам»
Цель: учить детей сравнивать положительные черты и отрицательные поступки, давать оценку им, понимать мотивировку поступков детей и необходимость выполнения норм поведения, дать представления о чуткости и необходимости заботливого отношения к своим товарищам. Вести в словарь детей новые слова: чуткость, ввести правила поведения «Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть кому нужна помощь».
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, сегодня я прочитаю вам два рассказа «Мой сын» Е. Кошевого и «Синие листья» В. Осеевой. Вы их внимательно послушаете, а потом скажите, кто вам из них понравился Олег или Катя?
Воспитатель выразительно читает рассказ Е. Кошевого «Мой сын» и В. Осеевой «Синие листья».

Вопросы после чтения:
1. Кто из детей вам понравился больше?
2. Почему нравился Олег? Какой он?
(Спросить 3-4 детей, затем обобщить ответы детей, дать представление о чуткости. Подвести к выводу, что Олег добрый, заботливый, чуткий, внимательный. Гриша его ни о чем не просил. Олег сам заметил, что
товарищу трудно и позаботился о нем. Поэтому Олега можно назвать чутким. Чуткий человек не ждет, когда его попросят о помощи, а сам предлагает свою помощь.
3. Как вы думаете приятно было Грише, что Олег позаботился о нем?
4. А Олегу было приятно? Как об этом говорится в рассказе?
(Ответы детей. Затем воспитатель делает вывод, что хороших от хороших поступков бывает всем приятно.)
5. Опишите, пожалуйста, героиню Катю. Почему вам не понравилась Катя?
6. Как ее можно назвать? Какая она?
7. Как надо было Лене просить карандаш у Кати?

                             Беседа № 4 «О доброжелательном отношении друг к другу»
Цель: закрепить и обобщить представление о чутком и доброжелательном
отношении к товарищам, закрепить в словаре детей термины добрый, чуткий,
напомнить правила поведения:
-Друг другу всегда помогай, друга всегда выручай.
-Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна
твоя помощь.
Ход беседы:
Воспитатель: Сегодня я вам прочитаю еще один рассказ А. Митта «Шар в окне».
Послушайте, пожалуйста, его внимательно.
Воспитатель выразительно читает рассказ А Митта «Шар в окне».

Вопросы после чтения:
1. Что можно сказать о детях, которые принесли шарик? Какие они? (обобщить ответы детей, делая вывод, что этих детей можно назвать хорошими друзьями, добрыми, внимательными, заботливыми, чуткими).
2. Почему их так можно назвать? (Обобщить ответы детей, подводя к выводу, что дети позаботились о товарище, принесли ему шарики, показали в окне, чтобы порадовать, развеселить его. Коля не попросил об этом, а дети сами догадались, порадовали своего товарища. Поэтому их можно назвать добрыми, чуткими и заботливыми.
3. Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нем?
4. Как об этом написано в рассказе? (Можно прочитать отрывок, если дети не ответят самостоятельно. Дать детям высказаться, делая в конце вывод, что детям и взрослым всегда приятно, если к ним проявляют чуткость, доброту.
Чуткость –это такое поведение, когда взрослые и дети делают добро людям, заботятся о них, не ждут, когда попросят их о помощи. А, наоборот, помогают сами. Об этом мы уже говорили, когда читали рассказ Е. Кошевого
«Мой сын» и В. Осевой «Синие листья»).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам послушать еще один рассказ, который называется «Навестила» (автор В. Осеева). Послушайте его, а потом расскажите мне чутко ли отнеслась Маруся к подруге Вале?
Воспитатель выразительно читает рассказ В. Осеевой «Навестила».

Вопросы после чтения:
1. Как отнеслась Маруся к Вале?
2. Как ее можно назвать? Какая она? Почему?
3. Как надо было поступить Марусе?
4. Как бы вы поступили, если пришли к больному товарищу?
5. Как бы помогали ему? Расскажите.
Выслушать ответы детей, дать им оценку. 
Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила поведения, которые нужно выполнять, чтобы быть чуткими, хорошими, отзывчивыми товарищами?
На прогулке или вечером провести инсценировку сказки «Кот, петух и лиса».

свернуть

Духовно-нравственное воспитание в детском саду

Задачи нравственного воспитания: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. 

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом. Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств.

В работе выделяют следующие направления:

1. Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .

4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр). Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время: - чтения произведений устного народного творчества;

- наблюдений;

- показа сказок и других произведений вместе с детьми;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;

- моделирования сказок.

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-рассказа или беседы;

-чтения произведений;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-проведение разнообразных игр(подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций)

-загадывания загадок;

-рассматривание наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

-проведение конкурсов, викторин, праздников.

Практический метод, имеет большое значение когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера встреч с родителями;

- изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку( по произведению);

 -нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам.зву

к Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания — это, прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность — постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему. Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В работу с родителями входит: -консультации на духовно- нравственные темы;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-экскурсии;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

 

свернуть
Мастер-класс "Православный храм"
Мастер-класс "Свеча"
Полоцкий Свято-Евфросиньевский женский монастырь
Полоцкая епархия
Православный портал для детей и родителей
Приход храма "Нечаянная радость" г.Новополоцк